Ответы на 10 больших вопросов о буддизме

Carding 4 Carders

Professional
Messages
2,728
Reaction score
1,574
Points
113
Люди зажигают свечи во время молитвы в буддийском храме Гуань Инь накануне лунного Нового года в Малайзии.

Около 99 процентов из почти 500 миллионов буддистов мира живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но это не значит, что люди на Западе ничего не знают о буддизме. Возможно, они слышали об этом от некоторых знаменитостей, которые являются приверженцами, или от учителя йоги, который провел три недели в Непале и продолжает говорить о «внимательности». Может, они видели Далай-ламу по телевизору. Они могут даже подумать, что пухлая улыбающаяся статуя в местном китайском ресторане представляет Будду (подсказка: это не так).

В отчете исследовательского центра Pew Research Center за 2015 год прогнозировалось, что число буддистов во всем мире увеличится до 511 миллионов к 2030 году, но с увеличением мирового населения процент буддистов снизится с 7,1 до 6,1 процента. Ожидается, что в Северной Америке процент буддистов увеличится с 0,8 процента в 2010 году до 1,2 процента к 2050 году. Буддисты составляют крошечную часть религиозного ландшафта Америки, регистрируя не более 1 процента населения во всех штатах, кроме Калифорния (2 процента) и Гавайи (8 процентов) в 2015 году.

Итак, хотя люди на Западе могут думать, что знают, что такое буддизм, скорее всего, они этого не делают. Мы собрали 10 вопросов и ответов, чтобы развеять путаницу в отношении одной из старейших и самых влиятельных религиозных традиций в мире. Давайте начнем с краткой биографии самого Будды.

СОДЕРЖАНИЕ
  1. Кем был Будда?
  2. Чему учит буддизм?
  3. Буддизм - это философия или религия?
  4. Верят ли буддисты в Бога (или богов)?
  5. Как на самом деле работает карма?
  6. Что мы ошибаемся в отношении нирваны?
  7. Что такого важного в Далай-ламе?
  8. Почему буддисты медитируют?
  9. Может ли кто-нибудь быть буддийским монахом?
  10. Все ли буддисты пацифисты и вегетарианцы?

10. Кем был Будда?​

На санскрите, древнем языке Индии, будда означает «пробужденный». В то время как буддийское искусство и произведения описывают, по крайней мере дюжину существ , называемые «будд,» есть только одна историческая фигура известен как в Будду, духовный учитель, путь к просветлению образует ядро буддийской мысли и практику.

Будда родился Сиддхартха Гаутама в 567 году до нашей эры в богатой правящей семьи в предгорьях Гималаев современного Непала. Согласно легендарным биографиям, составленным спустя столетия после его жизни, Сиддхартха вырос в царственной роскоши и изолирован от мира за воротами дворца. Когда молодой человек ехал по городу на своей колеснице, он столкнулся с тремя вещами, которые вывели его из привилегированного положения: больного, старика и трупа.

Узнав о существовании боли и смерти, он стремился понять смысл жизни. Итак, Сиддхартха отказался от своего богатства, обрил голову и начал жизнь странствующего святого. Под руководством разных учителей он научился входить в глубокие состояния медитации и отказывать своему телу во всем, кроме самого элементарного питания. В какой-то момент говорят, что он питался одним рисовым зерном в день и стал опасно худым и слабым.

Неудовлетворенный тем, что только медитация и уксусное самоотречение являются ключами к освобождению, Сиддхартха принял немного еды, чтобы восстановить свои силы, и сел под деревом Бодхи, чтобы медитировать на все, что он узнал и испытал. После 40 последовательных дней медитации он достиг конечного состояния просветления, известного как нирвана или свобода от страданий и желаний, и стал Буддой.

В течение оставшихся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по Северной Индии, обучая дхарме , основным истинам о природе существования, причине страдания и способах преодоления желания. Хотя ни одна из его бесед не была записана при его жизни, его последователи распространяли Будда-дхарму по Индии, Китаю, Японии и, в конечном итоге, по всему миру.

9. Чему учит буддизм?​

Буддийский монах готовится благословить лодку-дракон во время традиционной церемонии пробуждения лодки-дракона в Центральном парке в Нью-Йорке 18 июля 2018 года.

В своей первой проповеди после достижения просветления Будда сказал: «Я учу одному и только одному: страданию и прекращению страдания».

Коллективные учения буддизма называются дхармой и затрагивают все аспекты человеческого существования, от морального и этического поведения до умственной дисциплины и сострадательного служения. Конечная цель дхармы - помочь людям пробудиться к истинной природе реальности и вызвать изменения в их поведении и образцах мышления, чтобы освободиться от страданий.

Как объясняется в одном буддийском тексте, суть буддизма можно свести к трем вещам: «научиться делать добро; прекратить делать зло; очистить сердце».

В своем самом раннем учении Будда изложил свое видение истинной природы реальности, которое стало известно как Четыре благородные истины:
  1. Все существование есть дуккха: переводимое как страдание, боль или «неудовлетворенность», дуккха - это неизбежная правда жизни.
  2. Причина дуккхи - это страстное желание: страдание вызывается не внешними силами или обстоятельствами, а нашими собственными мыслями и желаниями. Стремление к удовольствиям, богатству, красоте и даже самому существованию ведет только к страданиям.
  3. Прекращение дуккхи приходит с прекращением страстного желания : изменив способ мышления и ответ на жизненные обстоятельства, мы можем отстраниться от своих желаний и освободиться от страданий. Нирвана - это наиболее полное выражение этого освобождения от страданий.
  4. Существует путь, ведущий от дуккхи: хотя каждый человек должен найти свой собственный путь к просветлению, Будда предоставил ориентиры на этом пути. Один набор руководящих принципов называется Благородным восьмеричным путем.

Благородный Восьмеричный Путь не является набором правил, нарушение которых приведет к божественному наказанию. Вместо этого он описывает образ жизни, который является этичным, дисциплинированным и мудрым и обеспечивает самый прямой путь от страдания к просветлению.

На Благородном Восьмеричном Пути нет порядка, поскольку все зависят друг от друга:
  • Правильное понимание: понимание истинной природы существования согласно Четырем благородным истинам
  • Правильная мысль: мысли, свободные от эгоистичных желаний и ненависти, полные любви, ненасилия и бескорыстной непривязанности.
  • Правильная речь : речь, свободная от лжи, ненормативной лексики, злословия и сплетен.
  • Правильные действия: включают предостережения против убийства, воровства, незаконных половых сношений и недобросовестных действий.
  • Правильный образ жизни : зарабатывать на жизнь честным и достойным трудом, не приносящим вреда другим
  • Правильное усилие: активно избегать «злых и нездоровых» состояний ума и сосредотачиваться на развитии более позитивных способов мышления и бытия.
  • Правильная внимательность: через дыхание и медитацию осознание взаимосвязи между телом, ощущениями, чувствами и мыслями.
  • Правильная концентрация : научиться управлять мыслями и чувствами с помощью медитации, чтобы достичь совершенной тишины ума и отрешенности от тела.

Это краткое изложение дхармы лишь поверхностно. Будда провел свою жизнь, обучая Благородному Восьмеричному Пути по-разному разных людей, и эти учения записаны в буддийских писаниях, таких как Палийский Канон, и бесчисленные писания, приписываемые первым последователям Будды и духовным гигантам на протяжении веков. Понимание основных учений буддизма требует целой жизни или нескольких жизней.

8. Буддизм - это философия или религия?​

Мастер Вуле руководит монахами и монахинями в симфоническом представлении в храме Тяньтай 22 ноября 2018 года в Хонгане, провинция Хубэй, Китай.

С точки зрения Запада, буддизм больше похож на философию, чем на религию. Нет веры в высшую силу, нет литургической молитвы и еженедельных богослужений. Читая его учения, буддизм звучит как духовно ориентированная философия самопомощи. Но на практике буддизм имеет многие из тех же мистических и трансцендентных черт, что и все великие религии мира.

Буддизм, несомненно, является богатым источником философской истины. Можно было читать и созерцать обширные сочинения различных школ буддизма и уйти с глубоким пониманием смысла жизни, этики, психологии, человеческого поведения, природы сознания, политики и подобных «светских» дисциплин. И есть тенденция, особенно на Западе, ограничивать Будду его самыми основными учениями и ограничивать буддизм практической философией или выбором образа жизни.

Но на практике, особенно в том виде, в каком он практиковался в Азии на протяжении тысячелетий, буддизм глубоко религиозен. Во-первых, одна из целей буддийской мысли и практики, как и других основных религий, - это «трансцендентность» или достижение состояния бытия за пределами «я». Даже если буддист не достигает нирваны в этой жизни, он или она надеется испытать большую непривязанность к эгоистичным импульсам и, следовательно, меньше страданий.

Буддизм, как и другие религии, также «мистичен» в том смысле, что практикующие посредством изучения и медитации могут испытать прямое общение с божественным или абсолютным. Это то, что Сиддхартха Гаутама испытал под деревом Бодхи. Будда не «видел Бога» в иудео-христианском смысле, но он испытал видение абсолютной истины существования. И это обещание того же мистического откровения, которое Будда распространяет на всех, кто следует путем дхармы.

Как и в других религиях, в буддизме есть своя доля сверхъестественных убеждений. Буддийские религиозные тексты и фольклор рассказывают истории о том, как Будда побеждал соперников, летая по воздуху и стреляя из головы огнем. Другие монахи и просвещенные последователи могли мгновенно путешествовать в любую точку Вселенной и беспрепятственно переходить в райские миры.

Но, возможно, наиболее условно «религиозным» аспектом буддизма в глазах Запада является его озабоченность загробной жизнью. Хотя буддисты не верят в традиционные рай и ад христианства, одной из центральных задач буддийской практики всегда было обеспечение лучшего перерождения в следующей жизни и избежание низших сфер. И, несмотря на свою репутацию сторонника мира и терпимости, буддизм не уклоняется от общего религиозного утверждения, что его система убеждений - единственный путь к истине в последней инстанции.

7. Верят ли буддисты в Бога (или богов)?​

Исурумуния - древний буддийский храм, расположенный недалеко от исторического города Анурадхапура, Шри-Ланка. Он был построен около 300 г. до н.э. Здесь мы видим триптих статуй, в том числе стоящего и сидящего Будды.

Буддизм не поддерживает существование всеведущего, всемогущего и единственного Бога, подобного тому, которому поклоняются в иудаизме, христианстве и исламе. Но на протяжении веков буддизм разработал обширную космологию богов и полубогов, которая наполняет его религиозные тексты. И сегодня буддисты по всей Азии обращаются к различным богам за защитой, урожаем, богатством и многим другим.

В буддизме богов называют дэвами, и они живут в отдельной сфере существования, состоящей из 27 небес или сварги. Боги 27 небес не имеют ничего общего с человеческим царством. Истории о богах появляются в ранних буддийских текстах, но в основном служат аллегорическими рассказами для обучения буддийским принципам.

Тантрический буддизм - это путь, который чаще всего приравнивается к политеизму, потому что тантрические практики часто включают в себя призыв бога или богини, связанных с определенной духовной силой. Тем не менее, тантрические буддисты проводят эти ритуалы не для получения прямых благословений от богов, как древние римляне, а, скорее, для того, чтобы помочь практикующему воплотить силу и мудрость, которые олицетворяет бог.

Был ли сам Будда одним из этих богов? Некоторые древние буддийские тексты учат, что Будда был богом до того, как решил переродиться как Сиддхартха Гаутама. Боги в буддизме не вечны и не свободны от цикла смерти и возрождения. Вот что делает Будду таким замечательным. Он был первым среди богов или людей, достигших нирваны и обучавших пути просветления как людям, так и божествам.

6. Как на самом деле работает карма?​

Тайская женщина оставляет подношения еды и питья и молится в храме на берегу реки в день Асанха Буча, государственного праздника в Таиланде, знаменующего день, когда Будда произнес свою первую проповедь.

Западная концепция кармы обычно означает мгновенное возмездие за плохое поведение. Если вы украдете деньги у своей пожилой бабушки, чтобы купить новую машину, и сразу же попали в аварию, это карма настигает вас.

В буддизме карма - это универсальный закон «морально сбалансированной» причины и следствия. Карма на санскрите означает «действие». Каждое наше действие, хорошее или плохое, влечет за собой последствия. Некоторые последствия наших действий ощущаются в этой жизни, хотя, возможно, не так драматично, как в приведенном выше примере с автомобилем. А другие действия вызывают последствия, которые, благодаря непрерывному циклу смерти и возрождения, будут колебаться во всех жизнях.

Будда понимал карму не только как действие, но и как намерение, стоящее за действием. Хорошие или «умелые» действия мотивируются состраданием, щедростью, сочувствием, добротой и мудростью, в то время как плохие или «неумелые» действия двигаются ненавистью, жадностью и заблуждением. Вот почему в буддийском учении делается такой сильный акцент на внимательности. Только полностью осознавая свои мотивы, мы можем заставить себя действовать только в соответствии с нашими лучшими намерениями и позволить негативным мыслям просто пройти мимо.

Кармические эффекты наших действий делятся на две категории: психологические и универсальные. Поскольку реинкарнация или переселение часто является трудной для понимания концепцией современного человека, буддисты склонны сосредотачиваться на психологических последствиях кармы. Отношение к людям с добротой и щедростью поднимает нам настроение, а действия из жадности и зависти омрачают наш разум и настроение. Таким образом, закон кармы, безусловно, может повлиять на нас здесь и сейчас.
Однако традиционно буддисты понимают карму как универсальный закон, определяющий форму переселения. Именно наши действия и решения, а не божественное суждение космического существа, определяют, где из шести миров или планов существования родиться. Хотя буддисты не верят в вечную «душу» или «я», которое продолжается от одного подобия к другому, они верят, что наши «образцы ума» сохраняются после смерти. Согласно правилам кармы, вы переродитесь на том плане, который лучше всего соответствует вашему образцу ума.

Поистине гнусные намерения могут привести вас в одну из самых низших сфер страданий, в то время как совершенная внимательность и сострадание могут сделать вас достойными для небесных планов или, по крайней мере, для рождения в богатой семье. Остальные из нас переродятся животными или несовершенными людьми, изо всех сил стараясь подняться или, по крайней мере, не спуститься по кармической лестнице.

5. Что мы ошибаемся в Нирване?​

Буддийские монахи принимают участие в молитве по случаю дня рождения Будды на ступе Боудха 10 мая 2017 года в Катманду, Непал.

В английском языке слово нирвана описывает возвышенное состояние блаженного счастья. Таким образом, вы можете подумать, что буддийская концепция нирваны во многом похожа на небеса, вечное состояние покоя и удовлетворения.

На санскрите слово нирвана переводится как «тушение», «тушение» или «выдувание». Но что именно выдувается? Если цель буддизма - вырваться из круговорота жизни и смерти, то угасает ли душа, чтобы никогда больше не возродиться? Не совсем, потому что буддисты не верят в такую вещь, как душа.

Напротив, нирвана гасит первопричины страдания (дуккха), а именно жадность, ненависть и заблуждение. Если человек может избавиться от этих порочных желаний, он войдет в состояние несравненного сострадания, мира и радости, известное как нирвана. Это то, что Будда достиг под деревом Бодхи.

Или он?
Интересно то, что Будда и некоторые из его последователей, достигшие просветления, не были немедленно уничтожены из существования. Будда проработал 45 лет, обучая пути к освобождению от страданий. Если нирвана - это окончательное освобождение от жизни и смерти, то как может человек, достигший нирваны, продолжать жить?

Это зависит от того, кого вы спрашиваете. Две основные ветви буддизма - это буддизм Тхеравады и буддизм Махаяны. В буддизме Тхеравады, в основном практикуемом в Юго-Восточной Азии, разделяются термины просветление и нирвана. Буддизм Тхеравады учит, что, следуя путем дхармы, вы можете достичь просветленного состояния на Земле, но истинная нирвана, называемая паринирваной , не может быть достигнута до самой смерти. С точки зрения Тхеравады, Будда достиг просветления после 40 дней медитации, но нирвана пришла позже.
В буддизме Махаяны, школе буддизма, практикуемой в Китае, Тибете, Японии и Корее, делается акцент на идеале продвинутого бодхисаттвы, человека, который достиг уровня просветления, подобного Будде, но входит в состояние «непостоянства». нирваны, которая позволяет им вернуться в мир, чтобы продолжать помогать живым существам.

В конце концов, все эти разговоры о том, что является нирваной, а что нет, бесплодны. Будда учил, что нирвана совершенно непознаваема, поскольку это состояние за пределами существования и небытия. Это не место и не состояние ума, но все же это высшая духовная цель, к которой стремятся все буддисты.

4. Что такого важного в Далай-ламе?​

Далай-лама обращается к средствам массовой информации на пресс-конференции «Дети в перекрестном огне» 11 сентября 2017 года в Лондондерри, Северная Ирландия. Он покровитель этой благотворительной организации.

Далай-лама - духовный лидер тибетского буддизма, который представляет собой смесь буддизма Махаяны и добуддийских тибетских религий. Среди уникальных верований тибетского буддизма - то, что Далай-лама - это просветленное существо или бодхисаттва, который за сотни лет решил перевоплотиться более десятка раз, чтобы научить мир Дхарме.

Далай-лама считается не только духовным гигантом, но и политическим лидером Тибета. Эта роль приобрела новое значение после того, как коммунистический Китай вторгся в Тибет в 1950 году и жестоко подавил тибетское восстание в 1959 году, в результате чего нынешний Далай-лама Тензин Гьяцо бежал в изгнание в Индию, где он остается.
«Лама» - это тибетское слово для обозначения учителя, эквивалентное санскритскому «гуру». Слово «далай» в переводе с монгольского означает «океан», поэтому Далай-лама считается учителем, мудрость которого глубока, как океан. Тибетцы верят, что каждый Далай-лама является прямым воплощением Ченрезига, Бодхисаттвы Сострадания и покровителя Тибета. Последовательные воплощения Ченрезига были идентифицированы на протяжении 600 лет, но первый человек, получивший титул Далай-ламы, жил в 17 веке.

Тензин Гьяцо - 14-й Далай-лама, которого любят за свою мудрость и сострадание далеко за пределами изгнанного сообщества тибетских буддистов. Выбранный религиозными деятелями в качестве перевоплощенного лидера в возрасте 2 лет, после того, как он проявил определенные признаки, Далай-лама получил образование в тибетских монастырях с 6 лет. Хотя в 1950-х годах Китай на короткое время признал его законным лидером Тибета, он служил большую часть своего времени. семь десятилетий в качестве Далай-ламы в изгнании. Его ненасильственное стремление к освобождению Тибета от китайской оккупации принесло ему Нобелевскую премию мира в 1989 г.

Далай-лама написал книги-бестселлеры, переводящие буддийские учения о сострадании и счастье для мирской аудитории, и путешествует по миру, рассказывая людям любого религиозного происхождения о благословениях, которые приходят с развитием духа терпимости, прощения и самодисциплины. В 2011 году Далай-лама официально ушел с политической службы и сказал, что он хочет, чтобы тибетский народ решил, должен ли следующий Далай-лама оставаться политическим лидером.

3. Почему буддисты медитируют?​

Последователи буддизма медитируют в храме Боробудур в День Весак, также известный как день рождения Будды, в Махаяне Боробудур, Индонезия.

Многие буддисты, особенно на Западе, каждый день уделяют время медитации. Если цель буддизма - изменить наш способ восприятия реальности и избавиться от негативных мыслей и желаний, тогда в центре буддийской практики должно быть преобразование ума. Медитация, как учил Будда, является одним из лучших инструментов для преобразования ума.

Медитация не всегда была центральным элементом повседневной буддийской жизни. На протяжении тысячелетий после смерти Будды медитация считалась продвинутой практикой, характерной только для буддийских монахов. Но начиная с 20-го века, его учили мирянам как средству развития внимательности, ясности и сострадания. В большей части Азии буддисты до сих пор не практикуют медитацию за пределами монастырей.

В разных школах буддизма используются разные подходы к медитации. В тибетском буддизме практикующие пытаются воссоздать в уме образ Будды или молча повторять мантру. В буддизме Тхеравады одна из распространенных медитативных практик (среди многих) - сосредоточение внимания на дыхании и обучение беспристрастному наблюдению за проходящими мыслями и чувствами.

Хотя медитация явно полезна для снижения стресса и успокоения тела и ума, это не конечная цель для буддистов. Достижение спокойной осознанности с помощью медитации - это только первый шаг. Настоящая «работа» медитации состоит в том, чтобы затем использовать это состояние спокойной внимательности для ответа на «трудные вопросы» - почему мы цепляемся за негативные желания, почему мы верим в постоянство реальности, почему мы боремся с изменениями и т.д.

Буддисты верят, что плоды медитации осознанности распространяются на всю остальную повседневную жизнь. Цель состоит в том, чтобы стать более внимательными к телу и разуму на протяжении всего учебного или рабочего дня, быть менее торопливым и более терпеливым по отношению к себе и другим, быть более щедрым и стремиться не навредить. Буддисты могут держать в своем доме небольшую святыню - возможно, статую Будды или бодхисаттвы - как напоминание о том, что нужно думать и жить намеренно, даже не медитируя.

2. Может ли кто-нибудь быть буддийским монахом?​

Буддийские монахи проводят мирную акцию протеста и требуют уважения к демократии в стране 6 ноября 2018 года в Коломбо, Шри-Ланка.
Краткий ответ: да. При надлежащей подготовке и чувстве приверженности любой может принять обет буддийского монаха или монахини и войти в стены монашеской жизни. Но это не значит, что все должны.

Хотя некоторые монастыри предлагают рукоположения на неполный рабочий день, в большинстве школ буддизма выбор стать буддийским монахом или монахиней - это пожизненное обязательство. Многие буддийские монахи и монахини хранят целомудрие. За пределами монастыря они не работают и не зарабатывают. Они медитируют и учатся весь день. С другой стороны, больше не нужно беспокоиться о том, что надеть и как укладывать волосы. Монахи и монахини бреют головы и носят простые одежды каждый день.

Поскольку это серьезное решение, буддийские монастыри гарантируют, что все будущие монахи и монахини полностью подготовлены к реалиям монашеской жизни. Во-первых, это духовная подготовка. Вы не можете показывать двери буддийского монастыря как абсолютный новичок и ожидать, что вам вручат халат. Требуются годы серьезного изучения и практики под руководством квалифицированного учителя, прежде чем можно будет даже подумать о том, чтобы стать рукоположенным. Некоторым монастырям требуется год или больше для принятия мирских обетов, прежде чем они добиваются полного посвящения.

Затем идут более практические приготовления. Начинающие монахи и монахини должны быть свободны от каких-либо «мешающих отношений» и иметь разрешение и поддержку членов семьи. Они также должны быть свободны от долгов и других финансовых обязательств, потому что мирская работа запрещена после вашего посвящения.

Большинство монастырских общин рекомендуют будущим монахам и монахиням проводить в монастыре все больше времени в качестве добровольцев и помощников, прежде чем принять обеты. Многие монастыри предлагают уединения для медитации, чтобы почувствовать вкус монашеской жизни. Начинающим монахам и монахиням рекомендуется помогать в монастыре, убирая или готовя еду, знакомясь с монашеской общиной и ее повседневными ритмами.

Не все монастыри принимают иностранцев, но есть несколько известных монашеских общин в Азии, Европе и Соединенных Штатах, которые приветствуют монахов и монахинь любого происхождения.

1. Все ли буддисты пацифисты и вегетарианцы?​

Ма Ба Тха, буддийские экстремисты, в том числе некоторые монахи, протестуют против использования слова «рохинджа» в качестве подарочного корабля Ракхайна из Малайзии, прибывающего 9 февраля 2017 года в Янгон, Мьянма.

На Западе некоторые люди склонны объединять всех буддистов в однородную группу, которая не полностью основана на реальности. Принимая во внимание учение Будды против нанесения вреда любому разумному существу, некоторые люди предполагают, что все буддисты - пацифисты и вегетарианцы, которые никогда не причинят вреда мухе, не говоря уже о корове или вражеском солдате. Но это не так.

Сам Будда отверг представление о том, что его монахи должны быть вегетарианцами, хотя это, казалось, противоречило основному буддийскому учению «не навреди» ( ахимса ). Традиционно монахи ели только то, что им давали миряне - практика, которая продолжается во многих буддийских монастырях Тхеравады. Будда учил, что щедрые пожертвования монахам - отличный способ заработать кармические заслуги. И если монах отказывался принять пожертвование мяса, он, по сути, не позволял дарителю получать благословения и потенциально мешал его следующей жизни.

По этой причине как монахам Тхеравады, так и последователям Тхеравады-мирянам по-прежнему разрешается есть мясо, если они захотят. Монахам велят есть все, что им дают, потому что это кармическая помощь мирянам. А мирян учат, что есть уже убитое мясо - это нормально, потому что если бросить его в отходы, значит, смерть животного была напрасной. Личная охота и убийство животных по-прежнему запрещены.

В буддизме Махаяны, однако, призыв «не причинять вреда» распространяется на всех живых существ, и ни монахи, ни миряне не едят мяса [источник: Jaffe]. Так что если вы думали, что все буддисты вегетарианцы, вы были наполовину правы!

Буддизм и война - более сложная тема. Будда абсолютно учил, что насилию и убийству не место в буддизме, даже во время войны, и великие духовные деятели, такие как Далай-лама, приняли ненасильственное сопротивление как наиболее эффективный способ борьбы с насильственным угнетением. Но это не значит, что война никогда не велась во имя буддизма.

Только в прошлом веке тибетские монахи подняли оружие против китайских захватчиков в 1950-х годах. Дзен-буддийские монахи в Японии поддержали жестокое японское вторжение в Китай во время Второй мировой войны. К сожалению, в 2013 году буддисты в Мьянме (бывшая Бирма) и Шри-Ланке совершили зверства против мусульманских меньшинств в этих странах, причем один бирманский буддистский монах благосклонно сравнил себя с Усамой бен Ладеном.

Людям всех религиозных вероисповеданий сложно быть человеком. Но так же, как ни один человек или религиозная группа не совершенны, все заслуживают прощения.
Узнайте больше о буддизме в «Серьезном буддизме для начинающих: четкие ответы на животрепещущие вопросы об основных буддийских учениях» Ноя Рашеты.

Примечание автора
Как изучающий религию в колледже, можно подумать, что я знаю больше о буддизме, но, очевидно, информация, которую я узнал на уроке «Введение в буддизм», который я проходил 20- (кашель) лет назад, некоторое время назад исчезла. Как и многие американцы, я нахожу буддийские учения одновременно утешительными и пугающими. У меня нет проблем с согласием, что жизнь была бы намного проще, если бы мы могли освободиться от жадности, ненависти и других ошибочных желаний. Но я также не думаю, что готов переродиться пару тысяч раз. Была ли эта жизнь наградой за прошлые умелые действия или нет, я чувствую, что получил довольно хорошую руку. Мне достаточно одной жизни, спасибо.
 
Last edited by a moderator:
Буддизм, пришедший на Запад и в современную русскоязычную культуру, часто оказывается заключен в чуждые ему концептуальные рамки. Его упрощают до «восточной философии», сводят к техникам медитации или и вовсе превращают в модный духовный аксессуар. За этим фасадом теряется глубина, сложность и радикальная практичность учения, которое на протяжении 2500 лет помогает людям справляться с фундаментальными вызовами человеческого существования.

Давайте пройдемся по самым «болевым точкам» и разберем их с максимальной детализацией.

1. Религия, философия или психология? Сущностный парадокс буддизма​

Этот вопрос упирается в наши собственные, западные определения. Буддизм ломает эти категории.
  • Почему он кажется философией?
    • Эмпиризм и рациональность: Будда не провозглашал догм. Он предлагал метод исследования реальности, призывая последователей проверять все на личном опыте. Его последними словами, согласно преданию, были: «Будьте сами себе светильниками. Упритесь в себя как в прибежище. С усердием трудитесь ради своего освобождения». Это установка ученого, а не пророка.
    • Логика и анализ: Буддийская абхидхарма (высшее учение) – это сложнейшая система, напоминающая скорее трактат по феноменологии или психологии, где ум анализируется на составляющие (дхармы), их взаимосвязи и функции.
  • Почему он все же религия?
    • Ритуал и символика: Молитвенные флажки, подношения, простирания, чтение сутр, поклонение ступам – все это религиозные практики, создающие особое сакральное пространство и настроение ума.
    • Сангха и преемственность: Существование монашеской общины, передача учений от учителя к ученику (линия преемственности) – это классические религиозные институты.
    • Понятие заслуг и «тонких миров»: Буддизм оперирует концепциями кармических заслуг, перерождения в различных мирах (не только человеческом), существованием бодхисаттв и божеств (дэвов), которые, хоть и не вечны, но играют роль в духовной космологии.
  • Современный взгляд: «Наука о Уме» (Mind Science).
    Сегодня буддизм находит огромный отклик именно как глубокая практическая психология. Такие понятия, как «осознанность» (sati), «привязанность», «страдание» (dukkha), стали частью лексикона терапии. Нейронаука подтверждает, что медитация изменяет структуру мозга, уменьшая активность миндалевидного тела (центр страха) и усиливая префронтальную кору (центр осознанного контроля).

Вывод: Буддизм – это интегральный путь. Он предлагает философскую карту реальности (теория), религиозные практики для воспитания преданности и сосредоточения (методология) и психотехники для непосредственного преобразования ума (эксперимент и результат).

2. Карма: Рок, Судьба или Закон Причинности?​

Обывательское понимание кармы как «что посеешь, то и пожнешь» – лишь верхушка айсберга. Это не механическое воздаяние, а сложный закон психической причинности.
  • Три аспекта кармического действия:
    1. Намерение (четана): Это самый важный элемент. Без намерения действие не создает сильной кармы. Случайно наступив на муравья, вы создаете иную карму, чем сделав это осознанно и со злобой.
    2. Совершение действия: Физический или словесный поступок.
    3. Завершение и отношение к действию: Исполнилось ли задуманное и испытываете ли вы потом сожаление или радость.
  • Четыре типа кармических результатов:
    1. Созревающий результат: Основное последствие. Жестокость ведет к рождению в несчастливых уделах, щедрость – к богатству.
    2. Результат, соответствующий причине: Склонность повторять действие. Вор и в следующей жизни будет испытывать тягу к воровству.
    3. Функциональный результат: Общее влияние на окружение. Лживый человек создает вокруг себя атмосферу недоверия.
    4. Результат-окружение: Среда, в которой вы рождаетесь. Прошлые действия, направленные на защиту природы, могут привести к рождению в красивом, экологически чистом месте.
  • Карма – это не фатализм! Прошлая карма создает предрасположенности и обстоятельства, но не диктует вашу реакцию на них. Свобода воли заключается в том, как вы отвечаете на вызовы настоящего момента, создавая тем самым новую карму. Как говорится: «Прошлое – это история, будущее – загадка, а настоящий момент – это дар (present)».

3. Перерождение vs Реинкарнация: Что именно переходит?​

Это, возможно, самый сложный для западного человека концепт.
  • Реинкарнация (индуизм): Предполагает существование вечной, неизменной души (Атмана), которая, как пассажир, пересаживается из одного тела в другое.
  • Перерождение (буддизм): Утверждает, что нет никакой постоянной сущности. Есть лишь поток взаимозависимых состояний (поток ума, или сантана).

Классические аналогии:
  • Пламя свечи: Вы зажигаете одну свечу от другой. Переходит ли «то же самое» пламя? Нет. Но второе пламя напрямую зависит от первого. Это непрерывный процесс, а не перенос субстанции.
  • Молоко, превращающееся в творог, затем в масло: Состояния изменяются, но есть причинно-следственная непрерывность.
  • Волны в океане: Каждая волна уникальна, зависит от ветра, предыдущей волны, но нет «постоянной волны». Океан – это условная аналогия для природы Будды, а волны – для индивидуальных проявлений.

Что же передается? Кармические импульсы, непроявленные склонности, «семена» прошлых поступков и привычек. Это подобно тому, как одно семя яблони, попадая в почву, дает росток, который становится деревом и приносит новые плоды. Информация (ДНК) передается, но нет «души семени».

4. Нирвана: Вечный покой или небытие? Ошибочность дихотомии​

Нирвана (Ниббана) – это не аннигиляция и не райское блаженство в теистическом понимании. Это полное угасание (ниродха)
трех корней страдания: жажды (лобха), отвращения (доса) и неведения (моха).

  • Что прекращается?
    Прекращается не существование, а дуккха – вся та «лихорадка» неудовлетворенности, страха, смятения и страдания, которая характеризует сансарическое существование. Прекращается процесс кармического созидания, ведущий к новым перерождениям.
  • Что проявляется?
    Проявляется неизменный, безусловный покой, не зависящий от внешних обстоятельств. Это состояние высшей свободы, мудрости и спонтанного, бескорыстного сострадания. Будда после Просветления не ушел в бездействие – он 45 лет активно учил других, движимый великим состраданием (каруна).
  • Почему это нельзя описать?
    Наш язык и мышление работают в рамках дуальностей: «есть/нет», «бытие/небытие». Нирвана находится за пределами этих пар. Попытка описать ее словами – все равно что пытаться описать вкус ананаса тому, кто его никогда не пробовал.

5. Пессимизм Четырех Благородных Истин: Диагноз и путь к исцелению​

Утверждение «вся жизнь – страдание» – это грубое и неверное упрощение Первой Благородной Истины.
  • Что такое «Дуккха» на самом деле?
    Это не только очевидное страдание (боль, горе, болезнь), но и две более глубокие формы:
    1. Страдание от перемен (випаринама-дуккха): Любое удовольствие непостоянно и, когда оно заканчивается, приносит разочарование.
    2. Всепроникающее, обусловленное страдание (санскара-дуккха): Сама наша обусловленная природа, зависимость от внешних и внутренних факторов, является источником тонкой, фоновой неудовлетворенности.
  • Буддизм как система исцеления:
    Гениальность учения в том, что оно структурировано точно как медицинский протокол:
    1. Диагноз: Констатация болезни (Есть страдание – Дуккха).
    2. Прогноз: Установление причины (У страдания есть причина – Тришна, жажда).
    3. Надежда: Утверждение возможности излечения (Страдание можно прекратить – Ниродха).
    4. Рецепт: Назначение курса лечения (Есть путь, ведущий к прекращению страдания – Марга).

Таким образом, буддизм – это не квиетизм и не призыв к пассивному принятию страдания, а практическое руководство к действию, основанное на глубочайшем оптимизме: наше положение поправимо, и у нас есть все инструменты, чтобы его исправить.

6. Медитация: Остановка мыслей или тренировка ума?​

Цель медитации – не стать бесчувственным камнем или «очистить ум от мыслей». Это невозможно и контрпродуктивно.
  • Два крыла птицы: Шаматха и Випашьяна.
    • Шаматха (самадхи) – «Успокоение ума»: Это развитие однонаправленной концентрации на объекте (дыхание, визуализация). Цель – достичь устойчивого, собранного и податливого состояния ума, свободного от отвлечений. Мысли не исчезают, но они перестают увлекать вас за собой.
    • Випашьяна (випассана) – «Прозрение»: Это развитие аналитической осознанности. Вы наблюдаете все феномены – мысли, чувства, ощущения – с целью увидеть их подлинные характеристики: их непостоянство (анитья), их неудовлетворительную природу (дуккха) и их «безличностность», отсутствие твердого «я» в них (анатма).
  • Что на самом деле происходит?
    Вы учитесь не отождествляться с содержанием ума. Мысли приходят и уходят, как облака на небе, а вы – это само небо, которое их вмещает, но не затрагивается ими. Вы развиваете «навык отстраненного наблюдения», который затем переносите в повседневную жизнь, позволяя вам не реагировать импульсивно на гнев, страх или влечение.

7. Монашество и миряне: Два пути к одной цели?​

Буддизм с самого начала предлагал разные уровни вовлеченности.
  • Уклад мирянина (упасака/упасика):
    • Основа – Пять Обетов (Панча Шила): Воздержание от убийства, воровства, лжи, сексуальных проступков и опьяняющих веществ.
    • Цель: Прожить благую жизнь, накопить заслуги (пунья) для благоприятного перерождения, создать условия для практики в будущем.
    • Практика: Щедрость (дана), нравственность (шила), развитие ума (бхавана) через регулярную медитацию, изучение Дхармы.
  • Монашеский уклад (бхикшу/бхикшуни):
    • Основа – Виная: Свод из сотен правил, регулирующих всю жизнь ради одной цели – Просветления.
    • Цель: Полное освобождение от сансары в этой жизни.
    • Практика: Полный отказ от мирской жизни, интенсивная медитация, изучение текстов, служение общине.

Оба пути не просто сосуществуют, а взаимозависимы. Миряне, поддерживая монахов едой, одеждой и кровом, получают от них бесценный дар – Учение (Дхарму). Это симбиоз, где каждый вносит свой вклад в общее благо.

8. Школы буддизма: Разные дороги на одну вершину​

Разнообразие школ – не признак раскола, а свидетельство гибкости буддизма, его способности адаптироваться к разным культурам и менталитетам.
  • Тхеравада (Хинаяна) – «Учение Старцев»:
    • Идеал: Архат – тот, кто достиг личного освобождения, уничтожив клеши (омрачения).
    • Акцент: Строгое следование Палийскому канону, личная аскеза, анализ ума через Абхидхарму.
    • Метод: Медитация Випассаны, развитие нравственности и сосредоточения.
    • География: Шри-Ланка, Таиланд, Мьянма, Лаос, Камбоджа.
  • Махаяна – «Великая Колесница»:
    • Идеал: Бодхисаттва – существо, которое откладывает собственное окончательное Освобождение, чтобы помочь всем без исключения существам выйти из сансары. Его движет великое сострадание (махакаруна).
    • Акцент: Учение о Шуньяте (пустотности) всех явлений, о природе Будды в каждом существе.
    • Метод: Парамиты (совершенства): щедрость, нравственность, терпение, усердие, сосредоточение, мудрость.
    • География: Китай, Япония, Корея, Вьетнам.
  • Ваджраяна – «Алмазная Колесница» (часть Махаяны):
    • Идеал: Быстрое достижение состояния Будды в течение одной жизни, используя все энергии, включая «ядовитые» (гнев, страсть), преобразуя их в мудрость.
    • Акцент: Работа с энергиями тела (нади, чакры), речение мантр, сложные визуализации божеств (йидамов), постижение «великого единства» сансары и нирваны.
    • Метод: Тантры, передача от учителя к ученику (дикша).
    • География: Тибет, Бутан, Монголия, Калмыкия, Бурятия, Тува.

Все школы признают Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь, но используют разные «искусные средства» (упайя) для разных типов людей.

Заключение: Актуальность буддизма в XXI веке​

В эпоху климатических изменений, цифрового перенасыщения и экзистенциальной тревоги буддизм предлагает не бегство от реальности, а радикальное погружение в нее.
  1. Экология: Принцип взаимозависимости и ненасилия (ахимса) напрямую ведет к этическому, бережному отношению ко всей планете как к единой системе.
  2. Психологическое здоровье: Техники осознанности стали научно обоснованным инструментом борьбы со стрессом, депрессией и выгоранием.
  3. Этика в технологиях: Буддийский взгляд на последствия действий (карма) заставляет задуматься о ответственности создателей ИИ и социальных сетей.
  4. Диалог с наукой: Такие понятия, как пустотность и непостоянство, находят удивительные параллели в квантовой физике и космологии.

Буддизм – это не музейный экспонат, а живая, развивающаяся традиция, которая и сегодня предлагает человеку глубокие, проверенные временем ответы на вызовы бытия. Он не требует слепой веры, а приглашает к смелому и увлекательному путешествию вглубь собственного ума с единственной целью – обрести непоколебимую свободу и покой.
 
Top